Итоги семинара по хатха-йоге

Раде Раде

Подведем итоги семинара. Мы учились самостоятельно планировать практику, рассматривали подходы к дыхательные пранавьяямы, сукшма-вьяямы. Давайте еще раз подробнее остановимся и рассмотрим некоторые основные моменты.

Совокупность практик, улучшающих состояние дыхательного аппарата, принято называть прана-въяямой. Прана-въяяма – работает с аппаратом внешнего дыхания. Основная задача внешнего дыхания – обеспечить доставку кислорода в клетки. К структурам внешнего дыхания следует отнести скелет грудной клетки, дыхательную мускулатуру, собственно легкие. Сюда же отнесём систему кровообращения (поскольку с её непосредственным участием происходят процессы газообмена в лёгких, а также транспорт газов по всему телу).

Прана-въяяма представляет собой комплекс техник, готовящих аппарат внешнего дыхания к последующей практике пранаямы. Алгоритмы практики должны включать в себя проработку следующих направлений:

  1. улучшение подвижности суставного аппарата грудной клетки;
  2. улучшение состояния дыхательной мускулатуры (увеличение её силы для повышения жизненной емкости легких и повышение способности к длительному изометрическому сокращению во время практики кумбхак(задержек дыхания));
  3. улучшение состояния лёгких – проходимости бронхиального дерева, раскрытия альвеолярного аппарата;
  4. активизация системы кровообращения, в первую очередь капиллярного звена, осуществляющего газообмен в лёгких и в тканях.
  5. улучшение состояния сопредельных систем, влияющих на работу внешнего дыхания (пищеварение).

Сознательное наблюдение за дыханием — это форма медитации, в которой мы стараемся полностью слиться с движением. Тот, кто владеет этим, может направлять свое внимание и на любую другую деятельность.

Чтобы вызвать хорошее, ровное ощущение дыхания, мы сужаем поток воздуха в горле, производя придыхании легкий звук, как еслибы в горле был клапан, который мы слегка прикрываем для контроля за дыханием. Показатель качества этого контроля — издаваемый нами звук, который со временем становится очень тихим и уже не требует никаких усилий и не вызывает ни малейшего напряжения. Эта техника называется «уджайи», позволяет нам не только чувствовать, но и слышать, как дыхание становится глубже и продолжительнее. Использование полного дыхания, уджайи пранаямы, увеличивает жизненную емкость лёгких, растягивая и укрепляя дыхательную мускулатуру.

Капалабхати.Термин «kapala» означает «череп; чаша для подаяния». Термин «bhati» — «свет; восприятие, познание». Классические книги по йоге, описывая Капалабхати, говорят, что это упражнение — это почти Бхастрика. Отличие от Бхастрики в том, что вдох не форсированный, а свободный (пассив­ный). Назначение капалабхати тонизировать организм, очистить энергетические каналы тела, а также иду и пингалу, для улучшения капиллярного лёгочного кровообращения. При выполнении капалабхати необходимо делать мощные выталкивающие выдохи животом, грудная клетка остается практически неподвижной, вдохи пассивыне. Капалабхати хорошо тонизирует и пробуждает организм, поэтому отлично подходит для утреней встряски всместо привычной чашки кофе или чая.

Бхастрика — дыхание кузнечных мехов. Резкие вдохи и выдохи. Бхастрика за счёт резких перепадов внутрилёгочного давления активизирует капиллярное русло малого (лёгочного) круга кровообращения, которое в обычной жизни задействовано едва ли на четверть.

Уддийяна-бандха. Здесь диафрагма высоко поднимается в грудной полости после глубокого выдоха, а брюшные органы втягиваются назад, к позвоночнику. Уддияна Бандха побуждает великую птицу Прану (жизнь) взлететь вверх по Сушумна нади. За счёт усиления венозного возврата опустошает кровяные депо печени и селезёнки, увеличивая в крови количество эритроцитов, красных кровяных телец, обеспечивающих транспорт кислорода. Так же, за счёт усиленного притока крови к правому предсердию, активизируется сердечный выброс в малый (лёгочный) круг.

Агни-сара-дхаути-крийя – очищение внутренним огнем. Исходное положение: стоя на слегка согнутых ногах, туловище чуть наклонить вперед. В таком положении лучше расслабляются мышцы живота. Делаем хороший выдох и с задержкой на выдохе манипулируем животом вперед назад. Усердствовать в практике не стоит достаточно для начала делать 3-4 подхода, потом увеличив до 5-6 задержек дыхания. Агнисарадхаути, комбинируя усиливающие кровообращения активные движения диафрагмой и гиперкапнию (увеличение количества СО2 в крови), расширяющую капилляры, активизирует кровообращение, особенно его капиллярную часть и улучшает отдачу кислорода эритроцитам и тканям.

Настоятельно рекомендую практику сукшма вьяямы. Её уражнения очень простые и эффективные(проверено:), отлично подходят для домашней практики.

Желаю всем успехов в йоге и по жизни.
Намасте.

Лиза Куроптева

Ссылки по теме

Семинар по хатха-йоге «Домашнее задание»
yogajournal.ru — тут хорошие описания асан
artem-frolov.spb.ru — тут супер статьи йогатерапевта
Дхирендра Брахмачари — Йога Сукшма Вьяяма v3.2.5 (216).djvu
Дешикачар — Сердце йоги.djvu

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.

Комментарии пользователей Facebook