Сегодня в 19:00 - Регулярное занятие по хатха-йоге

Випассана. Отчёт. Лиза Куроптева

Я знала о Випассане уже давно, лет шесть, от одной своей знакомой. Тогда это было для меня что-то запредельное: сидеть, молчать и медитировать 10 дней по собственному желанию. Я еще никакими йогами не занималась:) через несколько лет, я уже осознанно интересовалась этой техникой, познакомилась со многими людьми, которые прошли её, но желание и внутренний страх ещё боролись между собой. И вот последние года полтора я заполняла анкеты заранее понимая, что курс уже набран… Так и в сентябре я залезла на сайт, увидела, что набор уже давно закончем, но зачем-то заполнила анкету и забыла об этом. Но всему свое время, и, видимо, мое время пришло. 2 октября я получила письмо, о том что нашли большое помещение и добирают группу, а 4го я уже сидела в поезде Москва-Питер, с легким трепетом внутри от любопытства и маленькой тенью сомнения(а выдержу?).

Все проходило на территории базы отдыха СПБГУ, семиозерье. Удивительно красивое место, лес, озера, золотая осень. К вечеру все уже добрались, гул раздавался по территории, новечки допрашивали старых студентов как все будет происходить. На регистрации надо было сдать мобильный телефон и все остальные вещи, которые могут помешать твоему молчанию(в том числе плеера, книги, записные книжки). Вечером первая лекция и объявнение благородного молчания.Благородная Тишина означает тишину тела, речи и ума. Поэтому запрещены все способы общения с другими студентами, включая жесты, язык знаков, записки, мужчины и женщины практически не встречаются, зал поделен на 2 половины, разные входы в медитационный зал и в столовую, разные спальные корпуса. Первая медитация — анапана, наблюдение за дыханием на ограниченном участке. Люди вокруг замолчали, но начался нескончаемый внутренний диалог, который даже если и замолкал, то ни на долго, в первый день буквально на несколько дыханий.
Распорядок дня на всех Випассанах один и тот же

4:00 Утренний колокол – подъем
4:30-6:30 Медитация в зале или в своей комнате
6:30-8:00 Перерыв на завтрак
8:00-9:00 Общая медитация в зале
9:00-11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
11:00-12:00 Перерыв на обед
12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем
13:00-14:30 Медитация в зале или в своей комнате
14:30-15:30 Общая медитация в зале
15:30-17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)
17:00-18:00 Перерыв на чай
18:00-19:00 Общая медитация в зале
19:00-20:15 Беседа учителя в зале
20:15-21:00 Общая медитация в зале
21:00-21:30 Время для вопросов в зале
21:30 Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет

Подъем в 4 утра меня особенно радовал, выходить на улицу, ночью, замотанной в спальник и замирать от всего происходящего вокруг. Так рано нет никаких лишних звуков, машины не гоняют по дороге, ничего не гудит, настоящая благородная тишина.

Первые несколько дней были сильные боли во всем теле от непривычки сидеть на полу с прямой спиной неподвижно так долго, особенно доставалось коленям и бедрам. Под конец медитации в хор к коленям, подъемам и бедрам добавлялись плечи, те у кого слабенькая спина рассказывали о сильных болях в позвоночнике. А нам надо было невозмутимо наблюдать за дыханием. Если бы не вечерние лекции, вероятность сбежать с курса была бы намгого больше. Лекции были настолько продуманны, что каждый вечер я получала ответы на все вопросы, которые возникали днем. Иногда даже не боль так волновала, а скука: «Ну сколько можно уже наблюдать за дыханием… и вообще, мы тут будем еще чем либо заниматься??? Дожить бы до вечерней лекции». Каждую свободную минутку новые студенты и я, ваш покорный слуга, пытались хоть как-то подвигаться, старенькие же вели себя невозмутимо, двигались размеренно и осознанно. На третий день нам сообщили, что завтра начнется випассана и что до этого была всего лишь подготовка. Волны радости задвигались по телу от радости чего-то нового, потому что дышать уже давно надоело, за то внутренний разговор можно было прекратить уже не на пару дыханий, а на несколько минут.

Примерно со второй ночи у меня началась бессонница. Я мирно засыпала около 22х часов а потом просыпалась в полночь и это уже хорошим сном не назовешь. Утреннего гонга я ждала с нетерпением. В лекциях нам пояснили, что если вам не спится ночью — это прекрасно! Практикуйте лежа, тело будет отдыхать, а уравновешенному уму много не надо. Так я и практиковала потом уже круглосуточно, как оказалось, не одна я, таких было большинство.

После того как нам объяснили технику випассаны и объявили 3 медитации в день со строгими ограничениями жить стало веселее, а наблюдение за дыханем, которое поднадоело за 3 дня превратилось в хорошего помошника для концентрации непослушного ума. Каждый день шел по разному. Самым тяжелым для меня был 5й день. Ничего не хотельсь делать, никакого терпения, на шестой день все с точностью да на оборот, на восьмой день всковырнулись события из прошлого, которые я закопала и не хотела вспоминать, причем вылезали они в четкой хронологической последовательности, только наоборот. Каждый новый день разворачивался новым лепестком, новым осознованием, не похожим на предыдущий.

Я начала понимать каждой клеточкой своего тела те вещи, о которых мне говорили разные люди(особенно практикующие буддисты). Я раньше думала, что понимаю о чем они, но поняла по настоящему только на випассане.

Во второй половине нашего прибывания там все успокоились, никому не надо было быстро двигаться, рьяно разминаться, висеть на турниках, бегать. Отдыхать все чаще хотелось лежа, осозновая ощущения на теле. И вот, что самое интересное — невиданная гибкость в теле. Все свои предельные формы я могла делать без всякой разминки и боли. Шпагат — пожалуйста, мостик с ног и обратно — запросто и т.д.

Под конец стало кристально понятно зачем нужны все эти строгие правила, почему нельзя общаться даже с кошками. Почему нам так сильно ограниили пространство и т.д. Нам делали операцию на мозг и для этого необходимы были стирильные условия. А в конце на нашу рану наложили бальзам, дабы мы могли выйти в бурлящий мир.

На десятый день после утренней медитации благородная тишина закончилась. Говорить совсем не хотелось. Первое «Привет» я буквально выдавила из себя и испугалась собственного голоса. Гул поднялся по всему лагерю, а в месте с ним, впечатлившись, и моя температура, а потом спала — такая вот реакция. Нас предупредили о том, что последнии медитации, когда благородной тишины уже нет будут не такими серьезными, но у меня они получились самыми четкими да еще и с метта-медитацией любящей доброты(тем самым бальзамом на душу), просто божественно хорошо.

Первый день после Випассаны в Питере с телом происходили разные впечатлительности. Явно чувствовалось низкие или высокие вибрации от слов, еды, музыки, от всего. К вечеру ощущения поутихли. Думаю результаты будут проявляться не все сразу; какие-то из них более глубокие, другие поверхностные.
Я наконец-то полюбила тихие практики, могу спокойно обходиться без настраивающей музыки во время занятий цигуном и йогой. Все действия, все слова наполнились осознанностью.

Так что настоятельно рекомедую:) Особенно тем кто практикует цигун.

Лиза

Ссылки по теме:
Медитация Випассана как ее преподает С.Н. Гоенка в традиции Саяджи У Ба Кхина

Обсуждение закрыто.